Брянский район, п. Мичуринский, ул. Берёзовая, д. 4
Русская литература богата именами, которые внесли огромный вклад в развитие как русской, так и мировой культуры.
Центральная библиотека Брянского района (сайт биб-брянскийрайон.рф) предлагает вашему вниманию кроссворд-ребус.
10 фактов о творчестве Эдуарда Успенского в день рождения писателя:
Произведения Успенского переведены в сумме на 25 языков. Так, герои «Простоквашино» прижились в Турции, а Чебурашка с Геной – в Швеции и Японии.
Эдуард Успенский пишет не только книги, но и сценарии для мультфильмов. «Пластилиновая ворона», «Антошка», «Осьминожки», «Дядюшка Ау», «Следствие ведут колобки», циклы о героях из Простоквашино и крокодиле Гене, - вот лишь небольшая часть его работ.
В первом издании книги «Крокодил Гена и его друзья», вышедшем в 1966 году, Чебурашка выглядит совсем не так, как мы привыкли. Художник изобразил его похожим на шиншиллу, с маленькими ушами и длинным пушистым хвостом. Знаменитые уши Чебурашке позже пририсовал мультипликационный художник Леонид Шварцман.
«Сам по себе мальчик» дядя Федор сначала был взрослым лесником, который жил в деревне с котом и собачкой. Сделать его ребёнком Успенскому посоветовал Борис Заходер. Эдуард Успенский книжку переписал, но основательная взрослость в характере персонажа осталась, поэтому его так и зовут – дядя Фёдор.
Сказка-пародия «Вниз по волшебной реке» стала своеобразным ответом Успенского на упреки критиков в том, что все его герои без роду и племени. В этой повести писатель задействовал всех традиционных персонажей народных сказок, но как! Баба Яга стала положительной бабушкой, Соловей-разбойник – комедийным неудачником, а богатырём – обычный школьник Митя.
А ещё Эдуард Успенский создал множество известных детских стихотворений. «Если был бы я девчонкой», «Рассеянная няня» («По бульвару няня шла, няня саночки везла»), «Разгром» («Мама приходит с работы, мама снимает боты…»), «Страшная история» («Мальчик стричься не желает, мальчик с кресла уползает…»), «Память» («Я не зря себя хвалю»)
Почти у всех персонажей Успенского есть прототипы, например, старуху Шапокляк он «срисовал» со своей первой жены, «дамы вредной во всех отношениях», прототипом для Матроскина послужил друг писателя Анатолий Тараскин, а прообразом крокодила Гены стал композитор Ян Френкель.
Когда молодому киевскому аниматору Александру Татарскому предложили в Москве снять мультфильм по детским стихам, он решил обратиться к самому популярному детскому писателю Эдуарду Успенскому. У автора Чебурашки нашлось стихотворение «Жил-был один слоненок, а может, не слоненок…», которое понравилось Татарскому. Режиссер нашел неординарное решение – делать картинку из пластилина, чтобы подчеркнуть игру в неопределенность, которая была в тексте. Однако по этому стихотворению Успенского уже был сделан мультфильм. «Я расстроился, Успенский уехал на дачу, – вспоминает Татарский, – а через день вдруг привез мне мятую бумажку (видимо, в электричке писал), где было уже другое стихотворение – «А может быть, ворона, а может быть, собака…» Он просто взял тот же прием и похулиганил с известной басней Крылова «Ворона и Лисица». Так на свет появилась знаменитая «Пластилиновая ворона».
Однажды писатель Эдуард Успенский предложил Александру Татарскому экранизировать историю про Колобков, которые искали пропавшие котлеты. Мультипликатор заметил, что пропавшие котлеты искать не так интересно, как что-нибудь большое. Например, слона. Через несколько часов Татарский уже читал историю про исчезнувшего полосатого слона, обожающего рыбий жир. Так появился сценарий мультфильма «Следствие ведут колобки».
А ещё Эдуард Успенский с успехом работал на телевидении. Здесь его карьера началась с самой успешной в мире детской программы «Спокойной ночи, малыши!», в создании которой он принимал активное участие.
Первый номер популярного общенационального еженедельного иллюстрированного журнала «Огонек» вышел в свет 21 декабря 1899 года. Он стал еженедельным иллюстрированным литературно-художественным приложением к газете «Биржевые ведомости», которую выпускал в Петербурге крупный издатель Станислав Проппер.
С 1902 года «Огонек» стал выходить самостоятельно. Он стал очень популярным журналом с тиражом в 120 тысяч экземпляров. В начале 20 века «Огонек» выходил на 8 страницах. Примерно одну треть журнала занимали фоторепортажи.
После Октябрьской революции выпуск «Огонька» прекратился. Однако в 1920-х годах по инициативе советского журналиста и редактора Михаила Кольцова издание журнала было возобновлено. C 1923 года он стал выходить в Москве.
К концу 1923 года тираж журнала достиг 42 000 экземпляров, через год - 125 000, а в 1925 году вырос до полумиллиона экземпляров. В послевоенное время журнал возглавляли Алексей Сурков и Анатолий Софронов.
В годы перестройки журнал под руководством Виталия Коротича достиг неслыханной прежде популярности.
В то же время с обложки исчез орден Ленина, а партийная организация журнала была распущена. Тираж журнала при Коротиче в 1986-1991 годах вырос в три раза - с 1,5 до 4,5 миллионов. С 1998 по 2003 годы главным редактором «Огонька» был Владимир Чернов, с 2003 года - Виктор Лошак. В начале 1995 года формат «Огонька» был приближен к стандартам западных иллюстрированных изданий. Вместе с тем, новый «Огонек» остается старейшим русским журналом, сохранившим традиции былых времен. Его тираж составляет более 80 тысяч экземпляров в год.